Вышедший 11 сентября фильм «Пленный» мэтра Алексея Учителя по повести «Кавказский пленный» мэтра Владимира Маканина заочно окрестили русской «Горбатой горой». Причем экстремальной. Анонс из интернета: «”Пленный” - о любви русского солдата и чеченского юноши-боевика». В итоге Учитель в сердцах пообещал на пресс-конференции во время «Кинотавра» судиться с каждым критиком, который углядит в фильме гомоэротические мотивы. И впрямь: искать и тем более находить их в этом фильме - в отличие, кстати, от повести - абсолютно нелепо.
В «Пленном», завоевавшем приз за режиссуру на главном восточноевропейском кинофестивале в Карловых Варах, двое солдат Российской армии, опытный - постарше - и молодой-ершистый, ведут через горные леса пленного - изумительно красивого чеченского юношу (сыгранного, кстати, грузином с непроизносимой фамилией Ираклий Мсхалаиа). Зачем ведут - для сюжета не столь важно. К тому же и он их иногда ведет: они используют его и как проводника. Юноша до поры до времени проявляет гордость: не произносит ни слова (только со временем удастся узнать его имя), не берет еду у врагов, пытается сбежать. Но потом сопровождающие и он как-то вдруг примиряются. Их объединяет не только дорога, которая часто объединяет тех, кто во внедорожной жизни не объединился бы никогда. Объединяет забота со стороны старшего из солдат - того самого, опытного. Да, его покорили красота юноши и его, простите за масло масляное, юность. Но - никаких гомосексуальных причин, хотя по ходу фильма и выяснится, что опытный, в отличие от своего напарника-бабника, уж полгода как без женщины. Полгода без женщины-не так уж и много
Он вдруг начинает чувствовать себя по отношению к юноше этаким старшим братом - не в смысле фильма «12», в котором Никита Сергеевич Михалков объяснил, что мы старшие братья по отношению к неразумным чеченцам. Старшим братом - в реальном человеческом понимании. Он ранил при захвате этого чеченца. Чеченец оказался пацаном. Действительно красивым, насколько лично я могу трактовать мужскую красоту. Единственная гомоэротическая претензия к Учителю: тот сам признался в каком-то из интервью, что искал для съемок мальчика, сравнимого по зазывной привлекательности с тем, который сыграл в «Смерти в Венеции».

Младший от этого пленного, которого он именует не иначе как Трофей, давно бы избавился (он, например, оставшись тет-а-тет с пленным, заставляет его перевернуть найденный труп, который может быть заминирован). А старший - вдруг - начинает жалеть этого чеченца. Развязывает ему руки, хотя не следовало бы. Отдает ему шерстяные носки. В критических ситуациях даже носит его на руках. Черт его знает, что именно в голове этого опытного солдата. Но уж точно не секс. Забота, любовь, нежность, но другого образца. Ему хочется оберечь юношу - как взрослому ответственному мужчине своего младшего родственника.

http://afisha.rambler.ru/message.html?id=13347183